понедельник, 13 июля 2015 г.

ИГРЫ С ДЕТЬМИ : УЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

Via http://horoshaya-mama.ru

Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве и отличать право и лево, вверх и вниз, впереди и позади. Учимся ориентироваться на листе бумаги. Знакомимся с планом и картой.

ИГРЫ С САМЫМИ МАЛЕНЬКИМИ : ЗНАКОМИМСЯ С ПРОСТРАНСТВОМ

Самые маленькие детки слышат слова “влево” и “вправо” в маминых пестушках и потешках, в мамином массаже с песенками, от которых получают радость.

Тра-та-та, тра-та-та,

Поймал дедушка кота,

А бабушка - кошку

За левую ножку!

На слова “левую ножку” мама ласково потряхивает левую ножку малыша и гладит ее. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой. Так малыш знакомится со своим телом.

Или другая потешка - для деток постарше, которые уже учатся ходить и “танцевать” и топать ножкой под песенку.

Топни-ка, ножка

ПрАва, понемножку!

Топ-топ-топ-топ-топ - топ (топаем-переступаем правой ножкой).

Топни-ка левая -

Маменька велела!

Топ-топ-топ-топ-топ - топ (топаем - переступаем левой ножкой)

Ай, деточка, попляши!

Твои ножки хороши! (подпрыгивание или пружинки)

Для детей постарше можно использовать стихотворения и делать под них движения.

Учимся ориентироваться в пространстве. Стихи. Аист.

При одевании ребенка можно приговаривать строчки из этого стихотворения Елены Благининой: “Вот они - сапожки! Это - с левой ножки! Это - с правой ножки!” и просите ребенка: “Дай мне левую ручку. А теперь правую ручку”:

Е.Благинина

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

- Стихи для детей. Учимся ориентироваться в пространстве.

Маленьких детей мы знакомим прежде всего со словами “Вверх” - “вниз” (птичка полётела на дерево - вверх! Мячик упал вниз - бух! На качелях качаемся вверх - вниз, вверх - вниз), вперед - назад (беги к мне, догоняю). И лишь затем ребенок сможет освоить слова “вправо” и “влево”.

С малышами можно сделать простую аппликацию, которая научит ориентироваться не только в комнате, но и на листе бумаги. Например, сделать платочек или салфетку для куклы или другой игрушки.

- Сделай узор на платочке.

Вам понадобится набор вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур: например, 4 красных треугольника и красные круги. Или другой набор: 1 зеленый круг, 4 зеленых треугольника и 1 зеленый прямоугольник.

Покажите малышу образец платочка с аппликацией, который Вы сделали. Пусть любимая игрушка ребенка попросит малыша помочь ей и подарить точно такой же платочек.

- Играем с детьми. Ориентация в пространстве.

Рассмотрите внимательно образец вместе с малышом: обведите пальчиком малыша фигурку на образце: круглая они или есть уголочки? Если есть уголочки, то сколько их - 3 уголочка или 4 уголочка? Как она называется? Назовите формы - это круг, а это квадрат. Опишите словами, как расположены фигуры. например: “Смотри, в серединке круг, а в уголках - квадраты. Так мы и сделаем! Разложи фигурки на своем платочке”

Самые простые орнаменты состоят из 2 фигур (например, на одном коврике, салфеточке или платочке приклеены круг и квадраты). Более сложные - из трех разных геометрических фигур. Сначала малыш выкладывает фигуры на своем платочке, и только потом приклеивает.

Когда платочек готов, подарите его торжественно игрушке, пусть она скажет малышу “Спасибо”, порадуется вместе с ним.

Внимание! Это важно! Никогда малыш не должен видеть, что его рисунок или аппликация после игры выбрасывается! Если он делает свою салфеточку для куклы, то кукла должна сама взять у него аппликацию, положить её на свой игрушечный столик как салфеточку, поставить игрушечную посуду, восхититься, какой же красивый стол стал с этой салфеточкой. Сказать, что пригласит гостей и покажет им новую салфеточку. Поблагодарить малыша. Только тогда Вашему ребенку будет и в дальнейшем интересно заниматься с Вами.

- Знакомимся с мозаикой.

В самых простых играх с мозаикой мы тоже можем начать знакомить ребенка с пространством и учить ориентироваться в нем.

ИГРА 1. Покажите малышу детали мозаики (подойдет магнитная мозаика с геометрическими разноцветными формами или любая другая мозаика для малышей). Покажите ребенку синие детали - пусть это будет дождик. Дождик кап-кап-кап-кап - капает по крыше, по окошку, по деревьям. Пусть ребенок сделает дождик на игровом поле из синих деталек и научится заполнять деталями равномерно всё игровое поле мозаики. Вот какой дождик у нас пошел! Важно, чтобы малыш располагал детали по всему игровому полю, а не ставил кучкой где-то в центре или сбоку.

В следующий раз попробуйте разложить прочие детали, придумав, что же это будет. Белые детали могут быть летающими снежинками. А желтые - осенними листочками. Красные - конфетами на столе, а крупные детали - воздушными шариками, которые летят в небо. Много мелких разноцветных деталей может быть салютом в небе.

Ребенку не так просто класть детали на мозаику - покажите ему, как сначала взять деталь двумя-тремя пальчиками и как потом прижать ладошкой к магнитному полю, чтобы фигурка “прилипла".

ИГРА 2. В следующих играх познакомьте малыша с понятиями "вверху” и “внизу”. Сделайте вместе с ребенком из всех синих деталей “речку” внизу игрового поля. Для этого выложите широкую полосу из деталей синего цвета. Проведите по ней пальчиком ребенка - “течет речка”, речка длинная - длинная. Можете сделать рядом из отдельных зеленых деталей “травку” - так же, как мы делали дождик.

А потом сделайте солнышко вверху игрового поля, собрав желтые детали в круг. Дополнительно можно собрать рядом с солнышком облачка из белых деталей.

Что вверху? Солнышко. А что внизу? Речка и травка. Так малыш начинает понимать слова “вверху” и “внизу” применительно к картинке, листу бумаги, игровому полю игры.

ИГРА 3. В следующей игре с мозаикой пусть полётят наши листочки - куда они летят? Вверх или вниз? Давай на них подуем - дует ветер! Куда мой листочек полётел? Вверх. А твой куда полётел? Вниз!

Когда малыш подрастет, наши листочки будут летать еще и вправо или влево. Куда твой листок полётел? Вправо! А мой сейчас полётит влево. Я подую на него. Вот! Уже летит!

В этой очень простой игре малыш начинает ориентироваться на плоскости, понимать, где верх, а где низ, видеть ограничение игрового поля его сторонами (правой и левой).

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ : УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ "право" и "лево" и не только

- Стихи. Учимся ориентироваться в пространстве. Право и лево.

Примерно на четвертом году жизни малыш уже различает и называет свою правую и левую руку. А в 4-5 лет ребенок учится вычислять направление относительно к себе. Ему еще трудно понять, что у человека, который стоит напротив, "лево" находится там, где у него "право". Он может вычислить направление только “от себя”. Поэтому во всех играх с детьми 4-5 лет взрослый стоит так же, как и ребенок (лицом в одну сторону) - показывая и подсказывая на первых порах.

- Найди игрушку.

ВАРИАНТ 1. Попросите малыша выйти за дверь и спрячьте игрушку. Когда он зайдет в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть рассказан так: “Иди прямо к столу, у стола поверни направо (ребенок выполняет). Пройди 5 шагов. А теперь 1 шаг назад, поверни налево (ребенок выполняет). Пройди 2 шага. Ищи!” В первых играх трехлетнему малышу можно дать одну-две команды, четырехлетнему давайте не больше 2-3 команд. Потом можно увеличить количество команд до 5 и даже более.

Когда ребенок освоит эту игру, то усложните ее. Во втором варианте игры малышу нужно назвать направление, в котором он идет. Вот как это делается.

ВАРИАНТ 2. Вырежете из цветной бумаги или цветного картона стрелки разного цвета и разложите их на полу. Скажите ребенку: “Иди туда, куда показывает красная стрелка, пройди 3 шага. Куда же тебе надо идти?” (ребенок называет направление: влево, вправо, прямо или назад). “А дальше иди туда, куда показывает синяя стрелка. Куда она тебя ведет? (ребенок называет - вправо или влево. вперед или назад) Пройди 2 шага”. А теперь ищи!

Когда малыш освоится с именем разных направлений, то поменяйтесь ролями с ребенком. Пусть он спрячет игрушку, а Вы её будете искать. Детям очень трудно дать инструкцию. Поэтому помогайте малышу вопросами: “А дальше мне куда идти - по какой стрелочке? А! По желтой стрелочке, значит, направо. А сколько шагов сделать?” и т.д.

Эту игру можно проводить от имени сказочного героя: например, Карлсон спрятал игрушку, и надо её найти. Или Старуха Шапокляк спрятала любимую игрушку Чебурашки, и мы ему помогаем разыскать ее. Можно поиграть и по-другому с любым любимым героем ребенка, который будет отдавать команды (например, мальчики любят чтобы им отдавали команды их любимые герои - воины).

- Догонялки с кулачками.

В эту игру можно играть и дома, и в дороге. Посадите малыша к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол (на ноги, если Вы сидите на диване) и попросите ребенка положить его кулачки.

А теперь поиграем! Спрашиваем малыша, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки - подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой - картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш - левша, то всё будет с точностью до наоборот.

Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:

Кулачками мы играем,

Руки быстро поднимаем!

Раз, два, три!

Левая, беги!

На слово “беги” малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, а Вы его пытаетесь запятнать - коснуться левого кулачка на столе.

Слова в стишке меняются и сообщается то “левая, беги!”, то “правая, беги!”. Задача ребенка - убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть.

Если Вы используете картинки- подсказки, то постепенно можно их будет убрать - например, сначала оставить только подсказку для правой руки, а потом и она станет не нужна. Малыш начнет убирать нужный кулачок без подсказок - картинок.

- Найди сюрприз!

Посадите 4 игрушки в центре комнаты так, чтобы получился “крестик”. В центр этого "крестика" встанет в игре ребенок (см. рисунок). Например. ребенок встанет в центр, а впереди у него будет мишка, сзади зайчик, справа машинка, слева поезд (можно использовать любые прочие игрушки, которые есть у Вас дома).

Под одну из игрушек (или в одну из игрушек) спрячьте сюрприз. Это может быть красивая картинка или наклейка, записка с загадкой, пожелание или стишок, новейшая загадка, интересная веточка, цифра, новейшая буква, набор бусинок, небольшой рисунок, который Вы нарисовали, интересное задание на записочке, камушек или ракушка - всё, что угодно.

ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 лет.

Пусть малыш встанет в центре комнаты и в центре получившегося “крестика”. Вы стоите так же, как и он - т.е. если ребенок смотрит на окно, то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети, особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Тогда ищем клад! Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: “Повернись вправо. А теперь повернись 2 раза влево. Еще раз повернись 2 раза влево. А теперь 3 раза вправо. Ищи!" Дети любят в этой игре поворачиваться прыжками. Пусть прыгают на здоровье!

Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него. И находит его! Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он ищет сюрприз под игрушкой и …не находит. Значит, надо попробовать еще раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. И наконец находим! Ура!

Некоторые дети любят складывать добытые в игре сюрпризы в свою шкатулочку или коробочку. Некоторые - дарят мамам или друзьям. Но в любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу! Даже если пришлось 3 раза его искать.

Народная подвижная игра "Корабль плывет!” - учимся отличать “право” и “лево”, “вверх” и “вниз”, “вперед” и “назад”.

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала разучиваются движения игры.

Вот какие движения можно использовать в игре для различения направления право и лево:

“Правая повертушка” - это вращение кистью правой руки ( другой вариант - правым предплечьем) как будто “заводим мотор”.
“Левая повертушка” - это вращение кистью левой руки (другой вариант - левым предплечьем) как будто заводим мотор левой рукой.
“Правая потоптушка” - топаем правой ногой.
“Левая потоптушка” - топаем левой ногой.
Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед - назад или прочие направления).

- Как играть в игру?

Ведущий всматривается вдаль и кричит: “Корабль плывет!”

Дети спрашивают: “Какой корабль?”

Ведущий отвечает: “С правой повертушкой!”

Дети выполняют движение - делают правую повертушку (вращают правой рукой).

Снова водящий всматривается вдаль и кричит: “Корабль плывет!”

Игроки спрашивают: “Какой корабль?”

Водящий придумывает название корабля. Например, “С левой потоптушкой и с левой повертушкой”. Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В первых играх даются простые задания, включающие одно действие, например, “ с левой потоптушкой”. В дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями: “с правой потоптушкой и двумя вертушками” или “с правой потоптушкой и с левой повертушкой” или “с двумя потоптушками и левой повертушкой”.

Задача игроков (ребенка или детей) - не ошибиться. Когда дети освоятся с игрой, можно её усложнить.

Выкладываем на пол 10 карандашей (палочек, камешков или любых других предметов, которые будут обозначать шаги). Малыш правильно выполнил задание - идет вперед на 1 шаг (встает около следующего камешка или карандаша). Неправильно сделал - остается на месте. Задача - дойти до Вас как капитана. Как только малыш стал капитаном, Вы меняетесь ролями, и он придумывает, какой корабль плывет. Причем ребенок может придумать и новые движения, которых не было в предыдущей игре.
С группой детей можно провести игру так. Малыши стоят в ряд. Если кто-то ошибается, он делает шаг назад. Если сделал правильно - то шаг вперед. Задача - быстрее дойти до капитана. Кто дошел до капитана первым - будет водящим в следующей игре.

- Что изменилось?

Играть в эту игру можно как с игрушками, так и с несколькими детьми.

Игра с игрушками. Посадите на стол или диван 5-7 игрушек. Они должны сидеть спиной к малышу! Это важно! Нужно, чтобы ребенок и игрушки располагались лицом в одну сторону и сидели в рядок.

Потом попросите малыша отвернуться и закрыть глаза. Или можно закрыть игрушки непрозрачным платком. И поменять игрушки местами.

Малыш открывает глаза - и … что же изменилось? А! Кукла сидела вправо от меня, а медведь влево. А теперь наоборот стало - теперь кукла сидит слева от меня, а медведь справа".

Игра с детьми. Малыши садятся на коврик в ряд. Один малыш - ведущий закрывает глаза. Остальные быстро меняются местами. Дополнительно можно поменяться еще чем - то или взять в руки предметы. Малыш - ведущий открывает глаза и ищет, что же изменилось: "Ой, у Маши в руках появилась кукла. А у Наташи, наоборот, в руках был мяч. А теперь мяча нет. Петя сидел справо от меня, а теперь сидит влево.

Мальчишки очень любят эту игру как игру в “разведчиков”.

В первых играх делайте только 2 изменения. Потом количество изменений можно постепенно увеличивать.

От подвижных игр можно перейти к более сложным играм с геометрическими фигурами, помогающим научиться ориентироваться на плоскости (листе бумаги).

- Выложи узор.

Попросите малыша догадаться, как узор вышила Красная Шапочка для своей бабушки на её платочке (можно использовать любых любимых персонажей ребенка).

Возьмите 2 одинаковых квадратных листа бумаги. Это будет игровое поле для Вас, и для ребенка. И вырежете из цветного картон

Комментариев нет: